1. Государственные стандарты База ГОСТ от ФГУП "Стандартинформ" update 10.10.2019, items 44047
  2. Нормативно-техническая документация База нормативно-технических документов update 01.01.2019, items 128867
  3. Строительная документация Архив нормативных актов и документов update 2011, items 23952
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (МИНПРОМТОРГ) Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Постановление 28 Об активизации мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации / РФ / 28

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 29 августа 2002 г. № 28
"Об активизации мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации"

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Онищенко Геннадий Григорьевич, проанализировав эпидемическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий, установил, что в 2001 - 2002 гг. как на федеральном, так и на региональном уровнях активизировалась работа, направленная на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции.

Советом глав правительств государств - участников Содружества Независимых Государств 30 мая 2002 г. подписана "Программа неотложных мер государств - участников СНГ по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД", в рамках которой проведена конференция стран Содружества с принятием соответствующей резолюции, определяющей основные принципы взаимодействия государственных и общественных структур в реализации межгосударственной стратегии борьбы с ВИЧ-инфекцией.

В 2001 г. значительно улучшилось финансирование Федеральной целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД", на ее реализацию было выделено 123 млн рублей, в 2002 г. - 162 млн рублей, что в 3 - 4 раза больше, чем в предыдущие годы. Это позволило обеспечить лечебно-профилактические учреждения высокоэффективными препаратами для лечения ВИЧ-инфекции, а центры по профилактике и борьбе со СПИД - современным лабораторным оборудованием.

Для обеспечения безопасности донорской крови в 2001 г. в практику введено обследование доноров тест-системами, выявляющими одновременно антиген и антитела к ВИЧ, что позволяет сократить время обнаружения скрытого периода инфекции с 2 - 3 месяцев до 7 - 10 дней.

В целях повышения уровня информированности населения о путях заражения ВИЧ-инфекцией и ее тяжелых последствиях для здоровья людей только за 2001 г. выпущено 6 видеоклипов, транслировавшихся по 4 федеральным и региональным телевизионным каналам, а также свыше 500 тыс. плакатов, буклетов и других наглядных пособий.

Минздравом России установлены контакты с рядом международных и российских неправительственных организаций с целью координации мероприятий по противодействию распространения эпидемии и рациональному использованию привлекаемых на эти цели ассигнований. Создан ряд ассоциаций государственных и общественных организаций, работающих в этой области. В 18 субъектах Российской Федерации осуществляются пилотные проекты по профилактике ВИЧ-инфекции среди лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату. Получила развитие новая форма работы с подростками: "Дружественные клиники для молодежи".

В 63 регионах Российской Федерации действуют региональные программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией. Особое внимание уделяется работе с группами повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией, и в первую очередь с потребителями инъекционных наркотиков. В 41 субъекте Российской Федерации при поддержке международных организаций и местных органов власти осуществляются программы профилактики ВИЧ-инфекции ("снижение вреда") среди этой категории населения.

При этом в ряде регионов в результате скоординированной работы с заинтересованными ведомствами и учреждениями, проведения активной информационной политики в работе с населением и осуществления целенаправленных профилактических программ с группами риска удалось сдержать развитие эпидемии (Алтайский край, Архангельская, Астраханская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Псковская, Тверская области).

Вместе с тем за 8 месяцев 2002 г. зарегистрировано 30 тыс. новых случаев заражения, что в 1,9 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Проводимая работа не позволила добиться коренного изменения эпидемической обстановки в стране. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 207 тыс. ВИЧ-инфицированных, в 2001 г. число их возросло на 47 % по сравнению с предыдущим годом и достигло 87 177 чел., что является максимальным за весь период регистрации этой инфекции. Серьезную тревогу вызывает тот факт, что около 90 % инфицированных по-прежнему составляют потребители наркотических средств, 70 % из них - лица в возрасте 17 - 25 лет.

Наибольшее количество ВИЧ-инфицированных зарегистрировано в Свердловской области (17 030), гг. Санкт-Петербурге (16 372) и Москве (15 681), Московской (17 075), Самарской (13 689), Иркутской (13 291), Челябинской (10 620), Оренбургской (9 149) областях.

Все это является следствием серьезных недостатков и нерешенных вопросов в области борьбы с ВИЧ-инфекцией, и прежде всего недостаточной профилактической работы среди молодежи и групп высокого риска заражения.

Органы управления здравоохранением и органы образования в субъектах Российской Федерации не приняли действенных мер по внедрению в школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования специальных программ, включающих вопросы профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции, адаптированных для различных возрастных групп, не проводят оценку эффективности этой работы.

До сих пор органы управления здравоохранением практикуют необоснованно широкие обследования населения на ВИЧ-инфекцию, что приводит к нерациональному расходованию финансовых средств. Так, в Приморском крае в нарушение международного и национального законодательства введены эпидемиологически неоправданные платные обследования российских граждан, выезжающих за рубеж даже на период менее трех суток.

Несмотря на введение в практику тестирования крови доноров современных диагностических тест-систем, в 2001 г. было зарегистрировано 11 случаев переливания, приведших к заражению пациентов в лечебно-профилактических учреждениях ВИЧ-инфекцией через донорскую кровь (в г. Москве, Республике Саха (Якутия), Кемеровской и других областях), в текущем году - 5 случаев инфицирования в Белгородской области и Республике Башкортостан. Это явилось следствием грубых нарушений правил обеспечения безопасности донорской крови и недостатков в подготовке кадровых доноров.

За последние годы резко возросло количество детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, только за 8 месяцев 2002 г. родилось 1025 таких детей. Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос о необходимости введения полномасштабной медикаментозной профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку и изменения сроков диспансерного наблюдения за ними.

В Иркутской, Московской, Свердловской и других областях не решаются вопросы содержания детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, родители от которых отказались.

Не решен вопрос наиболее эффективного управления ограниченными ресурсами для обеспечения специфической терапии максимальному количеству пациентов путем подбора наиболее дешевых и эффективных схем лечения. Остается неудовлетворительной обеспеченность службы профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией необходимыми организационно-распорядительными и методическими документами по различным аспектам проблемы.

Требует реорганизации система мониторинга в части разработки и внедрения в практику стандарта диагностики и нормативов по различным видам лабораторных исследований.

В результате недостаточной подготовки медицинских работников по проблеме ВИЧ-инфекции и незнания ими мер личной и общественной профилактики нередко имеют место случаи дискриминации ВИЧ-инфицированных, выражающиеся в отказе им в госпитализации, предоставлении специализированной медицинской помощи и санаторно-курортного обслуживания.

Органы и учреждения здравоохранения, органы и учреждения системы МВД России и Минюста России не обеспечили широкое внедрение программ по профилактике ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также лиц, находящихся и пенитенциарных учреждениях. Программы "снижения вреда", предусматривающие комплекс мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции среди указанных категорий, в ряде регионов свелись в основном к раздаче и обмену шприцев и игл (Пермская, Ростовская, Самарская области).

МПТР России, Минздрав России и Минобразования России не приняли должных мер по созданию постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на распространение среди населения, и в первую очередь молодежи, знаний о мерах профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, последствиях этих заболеваний для личности и общества.

В целях активизации и повышения эффективности мер, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30.03.95 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (Собрание законодательства Российской Федерации № 14, ст. 1212) и ст. 51 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации № 14, ст. 1650),

Постановляю:

1. Рекомендовать МВД России, Минюсту России, Минздраву России принять действенные меры по внедрению программ профилактики ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, с целью предупреждения распространения этой инфекции среди широких слоев населения.

2. Рекомендовать МПТР России, Минобразования России и Минздраву России решить вопрос о развитии и совершенствовании информационно-пропагандистской системы, направленной на распространение среди населения знаний об опасности наркомании и ВИЧ-инфекции для общества и национальной безопасности страны, более эффективном использовании имеющихся и привлечению дополнительных ресурсов для осуществления этой работы.

3. Рекомендовать Минэкономразвития России и Минфину России рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований на реализацию подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД".

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

4.1. Обеспечить финансирование региональных и местных программ по борьбе с ВИЧ-инфекцией, своевременно вносить в них коррективы с учетом меняющейся эпидемиологической обстановки и необходимости организации и широкого проведения профилактических мероприятий среди молодежи, потребителей наркотиков и лиц, предоставляющих сексуальные услуги за плату.

4.2. Оказать органам управления здравоохранением помощь в срочном приобретении препаратов для проведения медикаментозной профилактики передачи ВИЧ от матери к ребенку во время беременности и родов, а также для комплексного специфического лечения ВИЧ-инфицированных дополнительно к препаратам, выделяемым Минздравом России на эти цели.

4.3. Усилить контроль за соблюдением местными средствами массовой информации Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации № 30, ст. 2864) в части выделения времени на социальную рекламу и прежде всего на проведение разъяснительной работы среди населения о мерах общественной и личной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании.

5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

5.1. Считать первоочередной задачей совершенствование системы профилактических мер, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции, обратив особое внимание на активизацию работы среди молодежи и групп повышенного риска заражения.

5.2. Обеспечить расширение сотрудничества с неправительственными и общественными организациями, работающими в области противодействия распространению ВИЧ/СПИДа.

5.3. Совместно с органами и учреждениям системы МВД России принять меры по поддержке и расширению программ "снижения вреда", обеспечив комплексный профилактический подход при их реализации среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату.

5.4. Принять неотложные меры по совершенствованию системы обеспечения безопасности донорской крови, ускорив внедрение карантинизации донорской крови и ее компонентов, использование кровезаменителей, создание банков данных на кадровых доноров и лиц, отстраненных от донорства.

6. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

6.1. Ввести в штат центров по профилактике и борьбе со СПИДом социальных работников, возложив на них обязанности по организации и осуществлению профилактических мероприятий в среде потребителей наркотиков и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным и их семьям.

6.2. Усилить работу по подготовке персонала лечебно-профилактических учреждений по проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа.

6.3. Провести анализ целесообразности и эффективности проводимых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, принять срочные меры по сокращению неоправданных массовых обследований и запрещению обследований, осуществляемых в нарушение действующего законодательства.

7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению медицинских проблем материнства и детства организовать подготовку методических документов по проведению мероприятий, направленных на предупреждение передачи ВИЧ от матери к ребенку, изменению сроков диспансерного наблюдения за детьми, родившимися от ВИЧ-инфицированных матерей.

8. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России:

8.1. Организовать апробацию новых средств и методов, включая ПЦР-диагностику, для тестирования донорской крови в целях максимального сокращения серонегативного "периода окна".

8.2. Организовать разработку и внедрение специализированных информационно-аналитических компьютерных программ для центров по профилактике и борьбе со СПИДом и станций переливания крови в целях предотвращения допуска к донорству ВИЧ-инфицированных лиц.

8.3. Обеспечить разработку стандартов лечения, лабораторной диагностики и временных нормативов по различным видам лабораторных исследований ВИЧ-инфекции, а также организационно-распорядительных документов по оптимизации эпидемиологического надзора за этой инфекцией.

8.4. Подготовить предложения по внесению изменений в перечень контингентов, подлежащих обязательному медицинскому обследованию на ВИЧ-инфекцию.

9. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации доложить о ходе выполнения данного постановления до 1 января 2003 г.

Главный государственный санитарный врач РФ

Г.Г. Онищенко