1. Государственные стандарты База ГОСТ от ФГУП "Стандартинформ" update 10.10.2019, items 44047
  2. Нормативно-техническая документация База нормативно-технических документов update 01.01.2019, items 128867
  3. Строительная документация Архив нормативных актов и документов update 2011, items 23952
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (МИНПРОМТОРГ) Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Приказ 363 О мерах по выполнению требований федерального законодательства о пожарной безопасности в области стандартизации, нормирования и сертификации / 363

Приказ Госстандарта РФ от 20 ноября 1997 г. № 363
"О мерах по выполнению требований федерального законодательства о пожарной безопасности в области стандартизации, нормирования и сертификации"

В период с 14 по 23 октября 1997 г. комиссией Государственной противопожарной службы МВД России (ГПС) была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о пожарной безопасности в системе Госстандарта России.

В ходе проверки проведены изучение и оценка соответствия деятельности системы Комитета требованиям законодательства о пожарной безопасности по следующим основным направлениям и вопросам:

организация Госстандартом России и подведомственными ему органами работ по выполнению требований федерального законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов федерального уровня, федеральных надзорных органов, а также поручений Правительства Российской Федерации и Правительственной комиссии по пожарной безопасности;

осуществление и контроля Госстандартом России, а также его подведомственными органами и должностными лицами деятельности по сертификации продукции и услуг в Системе сертификации ГОСТ Р и обеспечению ее взаимодействия с Системой сертификации в области пожарной безопасности;

организация исполнения работ по сертификации в области пожарной безопасности органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными Госстандартом России за рубежом.

Одновременно территориальными органами Государственной противопожарной службы МВД России в порядке осуществления государственного пожарного надзора проведена комплексная проверка состояния и организации обеспечения пожарной безопасности на объектах Госстандарта России и подведомственных ему органов управления, организаций и учреждений в субъектах Российской Федерации.

По результатам проверки составлен соответствующий Акт от 23 октября 1997 г.

В акте констатировано, что за последние годы Госстандартом России совместно с ГПС проделана определенная работа в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе по стандартизации, нормированию и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности. Так, разработаны и введены в действие государственные стандарты Системы стандартов безопасности труда и ряд иных стандартов, содержащих требования пожарной безопасности к различным объектам. Госстандарт России и его подразделения оказали ГПС организационно-методическую помощь в создании Системы сертификации в области пожарной безопасности, проведении аккредитации ряда органов по сертификации и испытательных лабораторий указанной системы в Системе сертификации ГОСТ Р.

В системе Госстандарта России выполнены отдельные мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности подведомственных объектов.

Имеются отдельные положительные результаты на других направлениях деятельности по обеспечению пожарной безопасности. Существующее правовое обеспечение стандартизации и сертификации, с учетом требований законодательства в области пожарной безопасности, в целом позволяет, при правильной организации работ, обеспечить необходимую координацию и взаимодействие Госстандарта России, ГПС и иных органов государственной власти в организации борьбы с пожарами. Для выполнения указанной задачи в системе Госстандарта России имеются также необходимые финансовые и материально-технические средства.

Вместе с тем, в акте проверки отмечено, что исполнение требований федерального законодательства о пожарной безопасности в системе Госстандарта России не может быть признано удовлетворительным. По проверенным комиссией направлениям и вопросам требования законодательства не выполняются или выполняются с существенными нарушениями. Организация деятельности Госстандарта России в области пожарной безопасности в целом также неудовлетворительна, а в ряде случаев прямо противоречит действующему законодательству и наносит существенный вред обеспечению пожарной безопасности в России.

Госстандартом России не выполняются в должной мере требования ст. 35 Федерального закона "О пожарной безопасности" (далее - ФЗПБ), устанавливающей обязанности федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности. А именно:

не организованы разработка и обеспечение реализации необходимых мер пожарной безопасности как в сфере компетенции Госстандарта России, установленной законодательством о стандартизации, сертификации и пожарной безопасности, так и непосредственно на подведомственных предприятиях и организациях;

не осуществляется необходимое финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности и др.

Деятельность Госстандарта России как важного элемента системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации не планируется и не контролируется практически на всех уровнях управления ведомством. В результате организация исполнения требований законодательства и нормативных правовых актов в области пожарной безопасности также неудовлетворительна, а в деятельности Госстандарта России и его подведомственных органов и организаций отсутствует продуманная, основанная на требованиях сегодняшнего дня, система мер по их участию в предупреждении пожаров.

В Госстандарте России и подведомственных ему органах не образованы комиссии по пожарной безопасности, не назначены должностные лица, координирующие работу и отвечающие за организацию выполнения требований законодательства о пожарной безопасности. В аппарате Госстандарта России отсутствуют как штатные, так и нештатные рабочие органы, обеспечивающие взаимодействие с ГПС.

На коллегиях и совещаниях Госстандарта России ни разу не рассматривались вопросы исполнения обязанностей органов управления и организаций системы Госстандарта России в области пожарной безопасности, в том числе наиболее важные и принципиальные вопросы сертификации в области пожарной безопасности, а также взаимодействия с ГПС.

Особенно часто требования законодательства нарушались в сфере сертификации продукции и услуг. Так, отвечая на официальные запросы Омского и Томского ЦСМ, а также органа сертификации ЦСА ОПС ГУВО МВД России, начальник Отдела информатики, электротехники и приборостроения Госстандарта России Губенко В.Г. в нарушение действующего законодательства и решений Госстандарта России указывает на "неправомочность" требований органов управления ГПС МВД России об обязательности проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности и непризнание утвержденного в законном порядке (ст. 33 Федерального закона "О пожарной безопасности") перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности.

Неисполнение требований законодательства о пожарной безопасности в системе Госстандарта России, особенно в области сертификации продукции и услуг, создает возможность проявления серьезных негативных экономических последствий. Это, в частности, может привести к судебным искам зарубежных фирм - поставщиков продукции на российский рынок в связи с нанесением им материального ущерба в результате незаконной деятельности Госстандарта России в области сертификации. Указанные действия способны нанести значительный экономический и моральный ущерб Российской Федерации, особенно в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В последнее время все более отчетливо проявляются негативы в организации и осуществлении деятельности Системы сертификации ГОСТ Р. В связи с тем, что нормативными документами Госстандарта России не регламентируются ограничения по количеству и распределению органов сертификации и испытательных лабораторий системы ГОСТ Р, возникла их существенная избыточность. Из 984 расположенных на территории России и за рубежом и зарегистрированных в Государственном реестре Госстандарта России органов сертификации в Москве и Московской области расположено 180 и 49 указанных органов, а из 1996 испытательных лабораторий соответственно 342 и 144. Это, особенно в центральном регионе страны, привело к развитию недобросовестной конкуренции в сфере сертификации и резкому снижению качества выполняемых работ.

Так, только в процессе выборочной проверки, проведенной ГПС и комиссией, установлено, что после 1 июля 1996 г. более 97 % сертификатов ГОСТ Р в области пожарной безопасности выданы с грубейшими нарушениями законодательства и требований действующих нормативных документов. В результате на основании ст. 33 ФЗПБ и части 1 ст. 6 Закона "О сертификации продукции и услуг" эти сертификаты должны быть признаны недействительными. Устранение указанных нарушений приведет к значительным издержкам.

Госстандартом России не обеспечен надлежащий контроль наличия сертификата пожарной безопасности при выдаче сертификатов соответствия. Представители ГПС к аккредитации органов сертификации и испытательных лабораторий, а также к совместному рассмотрению вопросов о признании сертификатов соответствия, выданных зарубежными и международными органами, не привлекались.

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденный ГУГПС МВД России 28 марта 1996 года, до настоящего времени не доведен до органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Указанное положение дел во многом обусловлено тем, что Госстандартом России в нарушение требований ст. 41 Федерального закона "О пожарной безопасности" не приведены в соответствие с указанным законом ведомственные нормативные правовые акты. Это привело к многочисленным фактам выдачи подведомственными Госстандарту России органами сертификатов соответствия на пожароопасную продукцию и не позволило своевременно воспрепятствовать поступлению указанной продукции на рынок России, в том числе из-за рубежа. Так, без сертификата пожарной безопасности выдавались сертификаты соответствия следующими органами сертификации: Воронежским ЦСМ на кабельную продукцию (сертификат соответствия № РОСС RU.АЯ60.В00293 от 24.06.97), Рязанским ЦСМ на кровельные и гидроизоляционные материалы (сертификат соответствия № РОСС RU.АЯ39.В02158 от 10.06.97), ВНИЦСМВ на огнезащитный состав "Файерфлекс" (сертификат соответствия № РОСС RU.АЯ02.Н06639 от 22.11.96), ВНИИНМАШ на приборы приемно-контрольные пожарные (сертификаты № РОСС RU.ME20.В00379, № РОСС RU.ME20.В00544).

Деятельность аккредитованных Госстандартом России за рубежом органов сертификации и испытательных лабораторий, обладающих правом выдачи сертификатов соответствия российского образца по всей номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, также осуществляется с грубыми нарушениями законодательства и нормативных документов. Так, в нарушение требований законодательства Российской Федерации выдача сертификатов соответствия ГОСТ Р осуществляется при отсутствии сертификата пожарной безопасности, сертификационные испытания осуществляются на соответствие не российским, а зарубежным стандартам, не соблюдается область аккредитации указанных органов и лабораторий, работа этих подразделений осуществляется без соглашений с испытательными лабораториями.

Так, органом сертификации "СЖС Соединенное Королевство" (Великобритания, Лондон) сертификация элементов системы пожаротушения, выпускаемых фирмой "Taylor Woodrow International Ltd, UK", была проведена на соответствие требованиям американского стандарта № FPA 25 (сертификат соответствия № ГОСТ Р GB.AZ03.1.3.1041), который не учитывает требований ГОСТ 14630-80 (по давлению, времени срабатывания, карте орошения). Испытательной компанией США (1415 Park Avenue, Hoboken, Nen Jersey 07030 USA) извещатель пожарный дымовой был сертифицирован на соответствие ГОСТ 27990-88, тогда как согласно Номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, дымовые извещатели должны соответствовать требованиям безопасности, указанным в ГОСТ 12997-88, ГОСТ 26342-84, ГОСТ Р 50009-92 (сертификат соответствия № ГОСТ Р US.AZ03.1.3.0026). Органом сертификации "СЖС ПОЛЬСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО КОНТРОЛЮ СУПЭРВИСЭ ЛТД" выдан сертификат соответствия на материалы для напольных покрытий на текстильной основе № ГОСТ Р PL.AZ03.1.4.0197 на соответствие DIN 66095.

Госстандарт России не выполняет в должной мере одну из своих основных задач - обеспечение гармонизации систем обязательной сертификации с международными, региональными и зарубежными национальными системами. Информация об изменениях и дополнениях в организации работ по сертификации, принимаемых Госстандартом России, доводится до сведения только руководителей территориальных органов Госстандарта России и в ГПС не поступает. Практически не осуществляется приглашение к участию к работе НТК Госстандарта России специалистов ГПС. В результате органы сертификации системы ГОСТ Р переоформляют сертификаты, выданные органами сертификации стран СНГ на продукцию пожарно-технического назначения, бесконтрольно с грубыми нарушениями требований законодательства. Это приводит к возникновению дополнительных проблем в области пожарной безопасности.

В процессе проверки комиссией совместно с руководством Госстандарта России проведена определенная работа по устранению выявленных недостатков.

Подготовлено и 22 октября 1997 г. подписано Соглашение МВД России и Госстандарта России о взаимодействии в области стандартизации, нормирования и сертификации.

В ходе проверки к административной и дисциплинарной ответственности привлечен ряд должностных лиц Госстандарта России, виновных в нарушении действующего законодательства и нормативных правовых актов в области пожарной безопасности.

В целях устранения выявленных в ходе проверки и отмеченных в акте комиссии недостатков по выполнению федерального законодательства о пожарной безопасности, принятия срочных и действенных мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в области стандартизации, нормирования и сертификации, а также в целях выполнения Соглашения МВД России и Госстандарта России от 22 октября 1997 г. приказываю:

1. Заместителям председателя Госстандарта России, начальникам управлений и отделов Комитета незамедлительно довести результаты проверки исполнения требований федерального законодательства о пожарной безопасности в системе Госстандарта России до сведения руководителей подведомственных предприятий и организаций Комитета и принять необходимые меры по устранению выявленных в процессе проверки недостатков.

2. Начальникам управлений и отделов Госстандарта России (В.Г. Губенко, Е.М. Игнатьеву, И.А. Коровкину, В.В. Кузнецову, В.М. Лахову, М.Л. Рахманову, В.В. Шильдину) с участием других управлений (отделов) Комитета, директоров институтов, Ростест-Москва на основании принятых мер подготовить и до 22 ноября 1997 г. направить в Научно-техническое управление предложения для включения в план мероприятий Госстандарта России по устранению недостатков, отмеченных в Акте комиссии от 23 октября 1997 г.

3. Научно-техническому управлению (И.А. Коровкину) подготовить проект плана мероприятий Госстандарта России по устранению отмеченных в акте комиссии недостатков и представить его на утверждение до 1 декабря 1997 г.

4. Для реализации плана мероприятий и контроля за его выполнением в установленные сроки образовать Рабочую группу в следующем составе:

Таболин В.В. - заместитель председателя Госстандарта России (руководитель Рабочей группы);

Коровкин И.А. - начальник Научно-технического управления (заместитель руководителя Рабочей группы);

Асташенков А.И. - директор ВНИИМС;

Буденная Ж.Н. - директор ВНИИНМАШ;

Версан В.Г. - директор ВНИИС;

Губенко В.Г. - начальник Отдела информатики;

Игнатьев Е.М. - начальник Управления госнадзора;

Козлов А.Д. - директор ВНИЦ СМВ;

Кузнецов В.В. - начальник Отдела сырья и материалов;

Лахов В.М. - начальник Управления метрологии;

Мигачев Б.С. - директор Ростест-Москва;

Подлепа С.А. - директор ВНИИстандарт;

Пошивалов В.В. - начальник Управления кадров и защиты информации;

Рахманов М.Л. - начальник Управления сертификации;

Шильдин В.В. - начальник Управления машиностроения.

5. В целях выполнения Соглашения МВД России и Госстандарта России о взаимодействии в области стандартизации, нормирования и сертификации от 22 октября 1997 г. Научно-техническому управлению (И.А. Коровкину) по согласованию с МВД России (ГПС) обеспечить формирование постояннодействующего совместного рабочего органа и его утверждение в установленном порядке до 5 декабря 1997 г.

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя Госстандарта России А.К. Джинчарадзе.

Председатель Госстандарта России

Г.П. Воронин