1. Государственные стандарты База ГОСТ от ФГУП "Стандартинформ" update 10.10.2019, items 44047
  2. Нормативно-техническая документация База нормативно-технических документов update 01.01.2019, items 128867
  3. Строительная документация Архив нормативных актов и документов update 2011, items 23952
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (МИНПРОМТОРГ) Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Письмо 26546-ОГ/04 Об определении классов энергетической эффективности общественных зданий / 26546 ОГ 04

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства РФ от 20 июня 2018 г. № 26546-ОГ/04

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращения и в пределах компетенции сообщает.

Вопросы обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений урегулированы как Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышения энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ), а также Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 Статьи 38 Федерального закона № 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов техническое регулирование в области применения требований энергетической эффективности осуществляется в соответствии с федеральным законом об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также с указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи и применяемыми в части, не урегулированной указанными в настоящем пункте нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти. Со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов указанные акты применяются в качестве обязательных в части, не урегулированной соответствующими техническими регламентами.

С учетом указанных положений Федеральный закон № 384-ФЗ имеет преимущественное применение, при этом Федеральный закон № 261-ФЗ применяется в части, им не урегулированной.

Пунктом 7 части 6 статьи 3 Федерального закона № 384-ФЗ определено, что Федеральным законом № 384-ФЗ устанавливаются минимально необходимые требования энергетической эффективности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в отношении зданий и сооружений.

В соответствии со статьи 13 Федерального закона № 384-ФЗ здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов.

В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона № 384-ФЗ соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений должно обеспечиваться путем выбора в проектной документации оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений.

Указанные положения Федерального закона № 384-ФЗ конкретизировал СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", введенного в действие с 1 октября 2003 года постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 года № 113 (далее - СНиП 23-02-2003), который был включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р (далее - Перечень № 1047-р). Перечень № 1047-р действовал вплоть до 1 июля 2015 года, таким образом применение СНиП 23-02-2003 (пункт 80 Перечня № 1047-р), было обязательно на всех этапах проектирования и строительства зданий и сооружений.

Так, в соответствии с приложением Б СНиП 23-02-2003 класс энергетической эффективности - это обозначение уровня энергетической эффективности здания, характеризуемого интервалом значений удельного расхода тепловой энергии на отопление здания за отопительный период. Данный термин использован как в отношении жилых, так и общественных зданий.

Определение класса энергетической эффективности, данное в СНиП 23-02-2003, не противоречит определению, указанному в Федеральном законе № 261-ФЗ, так как оно дается в отношении разных объектов. Определение класса энергетической эффективности здания, данное в СНиП 23-02-2003 следует рассматривать как специальное, конкретизированное по отношению к определению, данному в Федеральном законе № 261-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4.5 СНИП 23-02-2003 энергетическую эффективность общественных зданий следует устанавливать в соответствии с классификацией по таблице 3. Согласно данной таблице зданию может быть присвоен класс А (очень высокий), В (высокий) и С (нормальный). Присвоение классов D (низкий), Е (очень низкий) на стадии проектирования здания не допускается.

Присвоение классов в соответствии с разделом 12 СНиП 23-02-2003 осуществляется путем проставления соответствующего класса в энергетическом паспорте здания на стадии разработки проекта и на стадии сдачи строительного объекта в эксплуатацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 (далее - Постановление № 1521) утвержден актуализированный Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Перечень № 1521), в пункте 35 которого указан СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий". Согласно пункту 2 Постановления № 1521, проектная документация, разработка которой начата до вступления в силу Перечня № 1521 (то есть до 1 июля 2015 года) подлежит экспертизе проектной документации на соответствие строительным нормам и правилам, включенным в Перечень № 1047-р.

При этом СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" предусматривает установление классов энергосбережения зданий, которые не эквивалентны классам энергетической эффективности.

Таким образом, определение классов энергетической эффективности общественных зданий, по которым разработка проектной документации начата до 30 июня 2015 года, осуществлялось на основании СНиП 23-02-2003, в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Документом, подтверждающим класс энергетической эффективности общественного здания по состоянию на дату его ввода в эксплуатацию, являлся энергетический паспорт, составленный в соответствии с приложением Д СНиП 23-02-2003, являющимся обязательным в соответствии с Перечнем № 1047-р.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства

Е.П. Солнцева