1. Государственные стандарты База ГОСТ от ФГУП "Стандартинформ" update 01.02.2020, items 44653
  2. Нормативно-техническая документация База нормативно-технических документов update 01.02.2020, items 137689
  3. Строительная документация Архив нормативных актов и документов update 2011, items 23952
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (МИНПРОМТОРГ) Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

ГОСТ Р 51876-2008 Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
51876-2008

(ИСО 1496-1:1990)

КОНТЕЙНЕРЫ ГРУЗОВЫЕ СЕРИИ 1

Технические требования и методы испытаний

Часть 1

КОНТЕЙНЕРЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

ISO 1496-1:1990
Series 1 freight containers - Specification and testing -
Part 1: General cargo containers for general purposes
(MOD)

Москва
Стандартинформ
2011

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российских Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Закрытым акционерным обществом «Промтрансниипроект» (ЗАО «Промтрансниипроект»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 246 «Контейнеры»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 сентября 2008 г. № 195-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 1496-1:1990 «Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения» (ISO 1496-1:1990 «Series 1 freight containers - Specification and testing - Part 1: General cargo containers for general purposes») путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту, и изменения его структуры.

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении Н

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1-90)

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2011 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения. 4

2. Нормативные ссылки. 4

3. Термины и определения. 5

4. Размеры и масса брутто. 5

5. Технические требования. 6

5.1. Общие положения. 6

5.2. Угловые и промежуточные фитинги. 7

5.3. Конструкция основания. 7

5.4. Торцевая конструкция. 8

5.5. Боковая конструкция. 8

5.6. Стенки. 8

5.7. Дверные проемы и двери. 8

5.8. Требования к факультативным устройствам.. 9

6. Испытания. 9

6.1. Общие положения. 9

6.2. Испытание № 1. Штабелирование. 10

6.3. Испытание № 2. Подъем за четыре верхних угловых фитинга. 11

6.4. Испытание № 3. Подъем за четыре нижних угловых фитинга. 12

6.5. Испытание № 4. Жесткость конструкции (продольная) 12

6.6. Испытание № 5. Прочность торцевых стенок. 13

6.7. Испытание № 6. Прочность боковых стенок. 13

6.8. Испытание № 7. Прочность крыши (при наличии) 13

6.9. Испытание № 8. Прочность пола и основания. 14

6.10. Испытание № 9. Жесткость (поперечная) 14

6.11. Испытание № 10. Жесткость (продольная) 15

6.12. Испытание № 11. Подъем с использованием вилочных проемов (при наличии) 15

6.13. Испытание № 12. Подъем контейнера за подхватные устройства в основании. 16

6.14. Испытание № 13. Водонепроницаемость. 16

Приложение А (обязательное). Схематическое изображение мест приложения и значений сил для проверки прочности и жесткости конструкций контейнеров всех типов групповых кодов GP, VN, UT (за исключением особо обусловленных случаев) 16

Приложение В (обязательное). Требования к опорным (контактным) площадкам в конструкции основания контейнеров. 16

Приложение C (обязательное). Размеры вилочных проемов (при наличии) 16

Приложение D (обязательное). Размеры паза (несквозной тоннель) для установки контейнера на полуприцепе с передней балкой типа «шея гуся» (при наличии) 16

Приложение E (обязательное). Требования к устройствам для крепления груза (при наличии) 16

Приложение F (обязательное). Дополнительные требования к контейнерам исходя из условий их работы в Российской Федерации. 16

Приложение G (обязательное). Правила приемки и рекомендации по проведению испытаний контейнеров в соответствии с опытом работы в Российской Федерации. 16

Приложение Н (справочное). Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой международного стандарта ИСО 1496-1:1990. 16

Библиография. 16

Введение

Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 1496-1:1990 «Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения».

По сравнению с примененным международным стандартом ИСО 1496-1:1990 в текст настоящего стандарта внесены следующие изменения:

- в разделе 2 международные стандарты заменены на аналогичные национальные и добавлены ссылки на ГОСТ 9.032-74, ГОСТ 3242-79, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 20022.2-80, в которых установлены технические требования к лакокрасочным покрытиям, методы контроля качества сварных соединений, технические условия пиломатериалов хвойных пород и защита древесины против гниения;

- дополнительно введен типоразмер контейнера 1DD и требования к нему:

- в таблице 2;

- в пунктах 5.3.2, 5.3.3, 5.4, 5.5, 5.8.1.1;

- в пунктах 6.2.1, 6.3.1, 6.3.2, 6.4.2, 6.10.1, 6.11.1, 6.12.1 и таблице 4;

- в рисунках А.1, е, А.3, с, А.13, А.14, А.15, А.16, А.17, а, A.17, b, A.18, a, A.18, b, A.20 и А.21 приложения А;

- в таблице С.1 приложения С;

- стандарт дополнен приложениями F и G, содержащими требования к контейнерам для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации.

Требования к типоразмеру контейнера 1DD и текст приложений F и G выделены в стандарте курсивом.

Стандарт дополнен приложением Н, содержащим сравнение структуры настоящего стандарта со структурой международного стандарта ИСО 1496-1:1990.

Структурный элемент «Библиография» дополнен нормативными документами, действующими в Российской Федерации.

ГОСТ Р 51876-2008

(ИСО 1496-1:1990)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНТЕЙНЕРЫ ГРУЗОВЫЕ СЕРИИ 1

Технические требования и методы испытаний

Часть 1

КОНТЕЙНЕРЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

Series 1 freight containers. Technical requirements and test methods.

Part 1. General-purpose containers

Дата введения - 2009-01-01

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на контейнеры общего назначения, в том числе закрытые, вентилируемые (с естественной и механической системами вентиляции), с открытым верхом, предназначенные для перевозки грузов железнодорожным, морским, речным и автомобильным транспортом в прямом и смешанном сообщениях (далее - контейнеры) и устанавливает технические требования к контейнерам и методы их испытаний.

Настоящий стандарт не распространяется на контейнеры общего назначения, предназначенные для перевозки грузов авиационным транспортом.

Типы контейнеров, требования к которым установлены настоящим стандартом, приведены в таблице 1.

Маркировка контейнеров должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52524.

Таблица 1 - Типы, коды и характеристики контейнеров

Тип контейнера

Групповой код типа

Основная характеристика

Подробный код типа

Контейнер общего назначения без вентиляции

GP

Закрытый с открывающимся одним или обоими торцами

G0

С возможностью вентиляции верхней части грузового помещения

G1

С открывающимся одним или обоими торцами, открывающейся одной или обеими боковыми сторонами

G2

С открывающимся одним или обоими торцами и открывающейся не полностью одной или двумя боковыми сторонами, например дверями

G3

Контейнер общего назначения с вентиляцией

VN

С естественной системой вентиляции

V0

С механической системой вентиляции, расположенной внутри контейнера

V2

С механической системой вентиляции, расположенной снаружи контейнера

V4

Контейнер с открытым верхом

UT

С открытыми торцами, с открытыми боковыми стенками, с открытыми торцами и стенками, с закрытыми (закрепленными) торцами и боковыми стенками

U0 - U5

Примечания

1. Настоящий стандарт не рассматривает вентиляционные устройства для систем естественной и механической вентиляции.

2. Коды приняты по ГОСТ Р 52524.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.563-96* Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений

_______

* С 15 апреля 2010 г. действует ГОСТ Р 8.563-2009.

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 51891-2008 (ИСО 1161:1984) Контейнеры грузовые серии 1. Фитинги. Технические условия

ГОСТ Р 52202-2004 (ИСО 830-99) Контейнеры грузовые. Термины и определения

ГОСТ Р 52524-2005 (ИСО 6346:1995) Контейнеры грузовые. Кодирование, идентификация и маркировка

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 20022.2-80 Защита древесины. Классификация

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52202 и ГОСТ Р 51891.

4. Размеры и масса брутто

4.1. Наружные размеры

Наружные размеры и допуски грузовых контейнеров приведены в таблице 2, при этом открытые контейнеры типов 1АХ, 1ВХ, 1СХ, 1DX имеют меньшую высоту. Ни одна часть конструкции не должна выступать за установленные наружные размеры контейнера конкретного типа.

Таблица 2 - Наружные размеры, допуски и максимальная масса брутто грузовых контейнеров серии 1

Размеры в миллиметрах

Обозначение типа контейнера

Длина L

Ширина W

Высота Н

Масса брутто R, кг

Номинальная

Допуск

Номинальная

Допуск

Номинальная

Допуск

1ЕЕЕ

13716

0

-10

2438

0

-5

2896

0

-5

30480

1ЕЕ

2591

1ААА

12192

0

-10

2438

0

-5

2896

0

-5

30480

1АА

2591

2438

1АХ

< 2438

1ВВВ

9125

0

-10

2438

0

-5

2896

0

-5

30480

1ВВ

2591

2438

1ВХ

< 2438

1СС

6058

0

-6

2438

0

-5

2591

0

-5

30480

2438

1СХ

< 2438

1DD*

2991

0

-5

2438

0

-5

2591

0

-5

24000

1D

2438

10160

1DX

< 2438

________

* Контейнеры данного типа используют только на территории Российской Федерации.

4.2. Внутренние размеры

Внутренние размеры контейнеров групповых кодов типов GP и VN должны быть, по возможности, наибольшими, но в любом случае контейнеры должны иметь:

- кода типа G0 - минимальные внутренние длину, ширину и высоту в соответствии с таблицей 3;

- кода типа G1 с открывающейся крышей - минимальные внутренние длину и ширину в соответствии с таблицей 3;

- кода типа G2 с проемом (проемами) в боковой стенке (стенках) - минимальные внутренние длину и высоту в соответствии с таблицей 3;

- кодов типов G1 и G3 с проемами в боковой стенке (стенках) и в крыше - минимальную внутреннюю длину в соответствии с таблицей 3;

- вентилируемые (с естественной вентиляцией) кода типа V0 - минимальные внутренние длину, ширину и высоту в соответствии с таблицей 3;

- вентилируемые (с механической вентиляцией) кодов типов V2 и V4 - минимальные внутренние длину, ширину, высоту в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3 - Минимальные внутренние размеры контейнеров групповых кодов типов GP и VN

В миллиметрах

Обозначение типа контейнера

Минимальная высота

Минимальная ширина

Минимальная длина

1ЕЕ

Номинальная наружная высота контейнера минус 241

2330

13542

1ЕЕЕ

13542

11998

1АА

11998

1ААА

11998

8931

1ВВ

8931

1ВВВ

8931

5867

1СС

5867

1D

2802

1DD

2802

Минимальные внутренние размеры контейнеров действительны при температуре окружающей среды 20 °С. Измерения, выполненные при других значениях температуры, должны быть скорректированы.

Если часть верхнего углового фитинга выступает во внутреннее пространство контейнера (см. таблицу 3), считают, что размер контейнера не уменьшается.

4.3. Масса брутто

Значения масс брутто контейнеров приведены в таблице 2.

Указанные в таблице 2 значения массы брутто контейнеров являются одновременно максимальными при эксплуатации и минимальными - при испытаниях.

5. Технические требования

5.1. Общие положения

Конструкция контейнеров всех типов должна обеспечивать прочность, необходимую для восприятия сил и нагрузок, указанных в разделе 6 и приложении А.

Угловые фитинги должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51891. При этом результаты воздействия сил при эксплуатации не должны превышать результаты воздействия соответствующей испытательной нагрузки, приведенной в разделе 6, с учетом того, что в любом случае при использовании контейнеров нагрузка должна быть не более указанной в приложении А.

Конструкция контейнера не должна допускать возможности извлечения груза из запертого контейнера (закрытого или открытого с закрепленным тентом) или загрузки в него груза без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб, также не должна предусматривать наличия потайных мест для сокрытия груза, а для таможенного досмотра должна обеспечивать доступность всех мест, где может находиться груз.

Контейнеры, предназначенные для перевозки в смешанном сообщении железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, а также в случае их международного обращения должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и требованиям [1], [2] и [3].

Любые закрывающиеся устройства контейнера, которые в незакрепленном положении могут быть подвергнуты повреждениям и/или быть причиной нарушения условий безопасности работы, должны быть оснащены соответствующими устройствами крепления с наружной индикацией правильного их положения и закрепления в соответствующем рабочем положении. В частности, двери должны быть надежно закреплены в открытом и закрытом положениях.

Съемная крыша или съемная часть крыши должна быть оснащена такой индикацией запорных устройств, которая позволила бы оператору, находящемуся на земле, проверить надежность закрепления крыши контейнера, размещенного на железнодорожной платформе или полуприцепе-контейнеровозе. Любые запорные устройства должны быть оборудованы устройствами для навешивания пломбы и таможенной печати. Все закрытые и открытые контейнеры со специально для них сконструированными закрывающими устройствами должны выдерживать воздействие атмосферных осадков, как того требует испытание № 13 (6.14).

5.2. Угловые и промежуточные фитинги

Все контейнеры должны иметь верхние и нижние угловые фитинги. Контейнеры типов 1ЕЕЕ и 1ЕЕ должны быть оборудованы еще и промежуточными фитингами. Угловые и промежуточные фитинги по их расположению и конструктивному исполнению должны соответствовать ГОСТ Р 51891 и [4]. Верхние поверхности верхних фитингов должны выступать над верхней поверхностью контейнера не менее чем на 6 мм (5.3.4). Верхняя поверхность контейнера - это наивысший уровень крыши контейнера, например высшая точка чехла (мягкого покрытия). Однако прилегающие к верхним угловым фитингам накладные пластины (или армированные участки), предназначенные для защиты этой части крыши от повреждений (при наличии), и их крепления не должны выступать над верхними поверхностями верхних фитингов и должны быть расположены не более чем на 750 мм от торца контейнера в продольном направлении, но могут быть размещены и по всей ширине контейнера.

5.3. Конструкция основания

5.3.1. Все контейнеры должны опираться только на свои нижние угловые и промежуточные фитинги.

5.3.2. Все контейнеры, кроме контейнеров типов 1DD, 1D и 1DX, должны также опираться на опорные (контактные) площадки в конструкции основания или плоское днище.

5.3.2.1. Соответственно эти контейнеры должны быть оборудованы опорными (контактными) площадками на торцевых поперечных элементах (балках), а также необходимым числом опорных (контактных) площадок, расположенных на промежуточных поперечных элементах (балках) конструкции или основания (или плоского днища), которые в совокупности обладают достаточной прочностью для передачи вертикальной нагрузки на продольный конструктивный элемент транспортного средства (например, полуприцепа-контейнеровоза). Предполагает, что такие продольные элементы следует размещать в пределах двух зон шириной по 375 мм, изображенных пунктирными линиями на рисунке В.1 (приложение В). Длина каждой опорной (контактной) площадки в направлении продольной оси контейнера должна быть не менее 25 мм.

5.3.2.2. Нижние поверхности опорных (контактных) площадок, в том числе расположенных на торцевых поперечных элементах (балках) контейнера, должны быть расположены в одной плоскости, проходящей на расстоянии мм от плоскости нижних поверхностей нижних фитингов контейнера.

Кроме нижних фитингов и нижних продольных балок, ни одна часть контейнера не должна быть ниже этого уровня. Исключение составляют боковые пластины, расположенные в нижней раме рядом с нижними угловыми фитингами.

Такие пластины не должны простираться по длине более чем на 550 мм от наружной части торцевой поверхности и по ширине - на 470 мм от боковой поверхности нижних фитингов, а нижние поверхности пластин должны быть не менее чем на 5 мм выше нижних поверхностей нижних фитингов контейнера.

5.3.2.3. Передачу нагрузки между нижними поверхностями нижних боковых балок контейнера и транспортными средствами настоящий стандарт не рассматривает.

Передача нагрузки между боковыми балками контейнера и перегрузочным оборудованием возможна только при перегрузке контейнера в соответствии с 5.8.1.

5.3.2.4. Контейнеры, в основании которых поперечные элементы (балки) удалены друг от друга не более чем на 1000 мм, а также контейнеры, имеющие плоское днище, должны удовлетворять требованиям 5.3.2.1.

5.3.2.5. Требования к контейнерам, в основании которых поперечные элементы (балки) удалены друг от друга более чем на 1000 мм (и отсутствует плоское днище), приведены в приложении В.

5.3.3. В отношении уровня нижней части основания контейнеров типов 1DD, 1D и 1DX никаких иных требований, помимо указанных в 5.3.4, не установлено.

5.3.4. У всех контейнеров при действии динамической нагрузки или заменяющей ее эквивалентной статической нагрузки, когда действительная масса контейнера (сумма собственной массы контейнера и массы груза в нем) равна 1,8R и груз внутри контейнера равномерно распределен по площади пола, ни одна часть основания контейнера не должна прогибаться более чем на 6 мм ниже нижних поверхностей нижних фитингов.

5.3.5. Конструкция основания контейнера должна выдерживать действие всех сил, в частности поперечных, возникающих при перевозке груза. Это особенно важно при креплении груза к балкам основания контейнера.

5.3.6. Конструкция пола должна обеспечивать: полный сток воды при наклоне контейнера на 2° - 3° в сторону торцевой двери; въезд погрузчика по специальному мостику с опорой его на нижнюю балку дверной рамы; водонепроницаемость пола в целом, в местах стыка отдельных его элементов между собой и по периметру пола с элементами стенок и основания.

5.4. Торцевая конструкция

Деформация торцевой конструкции контейнера любого типа, кроме 1DD, 1D и 1DX, в условиях действия силы, предусмотренной при испытании на поперечную жесткость и вызывающей смещение верха контейнера относительно его основания, должна быть такой, чтобы сумма абсолютных изменений длин диагоналей торцевой рамы не превышала 60 мм.

5.5. Боковая конструкция

В условиях действия нагрузки, предусмотренной при испытаниях на продольную жесткость контейнера любого типа, кроме 1DD, 1D и 1DX, продольное смещение верха контейнера относительно основания не должно превышать 25 мм.

5.6. Стенки

Если в боковых или торцевых стенках контейнера предусмотрены дверные проемы или вентиляционные отверстия, то независимо от этого следует соблюдать все требования, предъявляемые к стенкам при испытаниях № 5 и № 6.

5.7. Дверные проемы и двери

Каждый контейнер должен иметь дверной проем, по крайней мере, водной торцевой стенке. Размеры всех дверных проемов должны быть, по возможности, наибольшими. Закрытые контейнеры типов 1А, 1В, 1С, 1D (код G0) должны иметь дверной проем, размеры которого предпочтительно должны совпадать с размерами внутреннего поперечного сечения контейнеров, но в любом случае должны быть не менее: высота - 2134 мм, ширина - 2286 мм. Закрытые контейнеры типов 1ЕЕ, 1АА, 1ВВ, 1СС (код G0) должны иметь дверной проем, размеры которого предпочтительно должны совпадать с размерами внутреннего поперечного сечения контейнеров, но в любом случае должны быть не менее: высота - 2261 мм, ширина - 2286 мм.

В закрытых контейнерах типов 1ЕЕЕ, 1AAA, 1BB (код G0) должен быть предусмотрен дверной проем, размеры которого предпочтительно должны совпадать с размерами внутреннего поперечного сечения контейнеров, но в любом случае должны быть не менее: высота - 2566 мм, ширина - 2286 мм.

Контейнеры (код U5) с открытым верхом и наглухо закрепленными торцевыми стенками (без дверных проемов) должны иметь смотровой люк на одной из торцевых стенок.

5.8. Требования к факультативным устройствам

5.8.1. Вилочные проемы

5.8.1.1. Вилочные проемы в качестве необязательных конструкций и приспособлений могут быть предусмотрены в основании контейнеров типов 1СС, 1С, 1DD, 1D для перегрузки их в груженом и порожнем состояниях. Вилочные проемы не предусмотрены в контейнерах типов 1ЕЕЕ, 1ЕЕ, 1ААА, 1АА, 1А, 1АХ, 1ВВВ, 1ВВ, 1В, 1ВХ, а также в контейнерах 1СС, 1С, 1DD, 1D, 1DX при наличии боковых дверей.

5.8.1.2. В основании контейнеров типов 1СС, 1С может быть предусмотрен дополнительный второй комплект вилочных проемов, предназначенных для перемещения только порожнего контейнера.

5.8.1.3. Вилочные проемы (если предусмотрены), требования к которым, в том числе к их размерам, установлены в приложении С, должны полностью проходить насквозь основание контейнера так, чтобы вилочный захват погрузчика можно было вводить с обеих (противоположных) сторон контейнера.

Вилочные проемы могут быть закрыты снизу не по всей ширине контейнера, но вблизи своих торцев должны быть закрыты обязательно.

5.8.2. Паз (несквозной тоннель) для установки контейнера на полуприцепе с передней балкой типа «шея гуся»

В основании контейнеров типов 1ЕЕЕ и 1AAA паз (несквозной тоннель) должен быть выполнен обязательно, а для контейнеров типов 1ЕЕ, 1АА, 1А, 1АХ паз не является обязательным элементом.

Требования к размерам паза установлены в приложении D. Все другие части конструкции основания должны соответствовать требованиям, изложенным в 5.3.

5.8.3. Устройства для крепления груза

Во всех контейнерах могут быть предусмотрены устройства для крепления груза. Технические требования к таким устройствам приведены в приложении Е.

6. Испытания

6.1. Общие положения

Контейнеры, соответствующие требованиям раздела 5, должны выдерживать испытания по 6.2 - 6.14. Контейнеры следует испытывать в том состоянии, в котором они предназначены для использования. Несмотря на то, что испытания пронумерованы в определенной последовательности, их можно проводить в другом порядке исходя из удобства (технологичности) их выполнения и условий возможного использования контейнеров.

Однако испытания на водонепроницаемость при воздействии атмосферных осадков (испытание № 13) всегда проводят после всего комплекса испытаний.

6.1.1. Грузоподъемность P означает максимально допустимую массу груза, размещаемую в испытуемом контейнере, включая приспособления для закрепления груза, а также прокладки и/или иные средства крепления, которые в обычном рабочем состоянии не являются принадлежностью контейнера.

P = R - T,

где R - масса брутто;

Т - масса тары.

Примечание - Р, R и Т в соответствии с определением измеряют в единицах массы. В случае, когда требования к испытаниям основываются на гравитационных силах, вызванных действием масс, эти силы, являющиеся инерционными, определяют как Pg, Rg и Tg и измеряют в ньютонах или единицах, производных от ньютона.

Слово «груз» («нагрузка»), когда его используют для описания физического количества единиц, означает массу.

Слово «нагрузка», например в словосочетании «внутренняя нагрузка», означает силу.

6.1.2. Испытательные грузы или нагрузку внутри контейнера следует распределять равномерно.

Значения сил и схемы их воздействия на контейнеры при испытаниях приведены в приложении А.

Испытательные грузы или нагрузки, указанные в методах испытаний настоящего раздела, а также в приложении А, являются минимальными.

Объем и порядок проведения испытаний контейнеров-прототипов и контейнеров, предназначенных для перевозки в смешанном сообщении железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, а также в случае их международного обращения, должны быть определены с учетом [1].

6.2. Испытание № 1. Штабелирование

6.2.1. Общие положения

Испытание проводят для проверки способности полностью загруженного контейнера выдерживать нагрузку, создаваемую верхними гружеными контейнерами, с учетом ускорений, вызываемых движением судна, при наличии эксцентриситета между гружеными контейнерами в штабеле.

В таблице 4 указаны силы, которые должны быть приложены в качестве испытательных к каждой паре угловых фитингов или ко всем четырем угловым фитингам одновременно, и располагаемая сверху масса груза, которая заменяет испытательные нагрузки.

Таблица 4 - Силы, действующие при испытании на штабелирование

Тип контейнера

Испытательная нагрузка на один контейнер на все четыре угловых фитинга одновременно, кН

Испытательная нагрузка на два угловых фитинга одной торцевой стенки, кН

Масса груза, располагаемая сверху, вызывающая испытательные силы, кг

1ЕЕ, 1ЕЕЕ

3767

1883

213360

1А, 1АА, 1ААА, 1АХ

3767

1883

213360

1В, 1ВВ, 1ВВВ, 1ВХ

3767

1883

213360

1С, 1СС, 1СХ

3767

1883

213360

1D, 1DD, 1DX

896

448

50800

Примечание - Для контейнеров типов 1DD, 1D и 1DX испытательную нагрузку 896 кН определяют при соблюдении условия штабелирования контейнеров в шесть ярусов, когда суммарная масса пяти контейнеров, загруженных до действительной массы 10160 кг каждый, при вертикальном ускорении 1,8g воздействует на нижний контейнер и каждая его угловая стойка испытывает нагрузку 224 кН.

6.2.2. Проведение испытания

Контейнер размещают на четырех плоских подкладках, расположенных на одном уровне, по одной под каждым угловым и промежуточным фитингом.

Центры подкладок и фитингов, а также их размеры должны совпадать. На контейнер должна воздействовать нагрузка, равномерно распределенная по полу, при этом действительная масса брутто контейнера должна составлять 1,8R.

Контейнер подвергают воздействию вертикальных нагрузок, приложенных либо ко всем четырем верхним угловым фитингам одновременно, либо к каждой паре торцевых фитингов, в соответствии с данными таблицы 4.

Эти нагрузки воздействуют через специальное испытательное приспособление, имеющее угловые фитинги в соответствии с ГОСТ Р 51891 или заменяющие их эквивалентные элементы с теми же геометрическими очертаниями (т.е. с такими же наружными размерами, конфигурациями отверстий и скруглением кромок), как у нижней поверхности нижнего углового фитинга по ГОСТ Р 51891. Конструкция эквивалентных элементов (при их применении) должна обеспечивать такое же воздействие испытательных нагрузок на контейнер, как при использовании угловых фитингов.

Во всех случаях нагрузки следует прилагать так, чтобы угловое смещение плоскостей, к которым приложены силы по отношению к плоскости опоры, было минимальным.

Каждый нижний угловой фитинг или эквивалентный элемент испытательной установки должен быть смещен в одну и ту же сторону относительно осей отверстий верхних угловых фитингов испытуемого контейнера на 38 мм в продольном и на 25 мм в поперечном направлениях.

6.2.3. Требования

После завершения испытания не должно быть ни остаточных деформаций, ни других отклонений, которые делали бы контейнер непригодным к эксплуатации. Должны быть также соблюдены требования к размерам, определяющие пригодность контейнера к перегрузке, креплению и взаимозаменяемости.

6.3. Испытание № 2. Подъем за четыре верхних угловых фитинга

6.3.1. Общие положения

Испытание проводят для проверки способности контейнера любого типа, кроме 1DD, 1D и 1DX, выдерживать нагрузки, возникающие при подъеме за соответствующие четыре верхних угловых фитинга, с вертикальным действием сил подъема, и контейнеров типов 1DD, 1D и 1DX выдерживать нагрузки, возникающие при подъеме за четыре верхних угловых фитинга при действии сил подъема под углом не более 30° к вертикали, согласно единственно признанному способу вертикального подъема этих контейнеров за соответствующие четыре верхних угловых фитинга.

Это испытание проводят также для подтверждения способности пола и конструкции основания выдерживать воздействие сил, вызываемых ускорением, получаемым грузом внутри контейнера при операциях подъема.

6.3.2. Проведение испытания

Испытуемый контейнер должен иметь такую равномерно распределенную по площади пола нагрузку, чтобы собственная его масса и испытательная нагрузка вместе составляли 2R. Контейнер следует плавно поднимать за четыре верхних угловых фитинга таким образом, чтобы не возникало заметных ускорений или замедлений.

К контейнерам всех типов, кроме 1DD, 1D и 1DX, силы подъема прилагают вертикально. Подъем контейнеров типов 1DD, 1D и 1DX осуществляют с помощью стропов, каждый из которых располагают под углом 60° к горизонтали (30° к вертикали).

Крюки стропов вводят в боковые отверстия верхних угловых фитингов. Контейнер должен находиться в поднятом положении в течение 5 мин.

6.3.3. Требования

После завершения испытания не должно быть ни остаточных деформаций, ни других отклонений, которые делали бы контейнер непригодным к эксплуатации. Должны быть также соблюдены требования к размерам, определяющие пригодность контейнера к перегрузке, креплению и взаимозаменяемости.

6.4. Испытание № 3. Подъем за четыре нижних угловых фитинга

6.4.1. Общие положения

Испытание проводят для проверки способности контейнера выдерживать нагрузки, возникающие при подъеме за четыре нижних угловых фитинга с помощью приспособлений, взаимодействующих с контейнером только через нижние угловые фитинги и прикрепленных к одной балке-траверсе, располагаемой над серединой контейнера в поперечном направлении.

6.4.2. Проведение испытания

Испытуемый контейнер должен иметь такую равномерно распределенную по площади пола нагрузку, чтобы собственная его масса и испытательная нагрузка вместе составляли 2R. Контейнер следует плавно поднимать за четыре нижних угловых фитинга таким образом, чтобы не возникало заметных ускорений или замедлений.

Силы подъема прилагают под углом:

30° - к горизонтали при испытании контейнеров типов 1ЕЕЕ, 1ЕЕ;

30° » » » » » » » 1ААА, 1АА, 1А, 1АХ;

37° » » » » » » » 1ВВВ, 1ВВ, 1В, 1ВХ;

45° » » » » » » » 1СС, 1С, 1СХ;

60° » » » » » » » 1DD, 1D, 1DX.

В каждом случае плоскость приложения силы подъема не должна быть удалена от наружной поверхности нижнего углового фитинга более чем на 38 мм. Подъем осуществляют так, чтобы подъемные приспособления передавали нагрузку только на четыре нижних угловых фитинга.

Контейнер должен находиться в поднятом положении в течение 5 мин.

6.4.3. Требования

После завершения испытания не должно быть ни остаточных деформаций, ни других отклонений, которые делали бы контейнер непригодным к эксплуатации.

Должны быть также соблюдены требования к размерам, определяющие пригодность контейнера к перегрузке, креплению и взаимозаменяемости. Длительность испытания по 6.3 и 6.4, в необходимых случаях устанавливаемая Российским морским регистром судоходства, может быть иной, чем указано выше.

6.5. Испытание № 4. Жесткость конструкции (продольная)

6.5.1. Общие положения

Испытание проводят для проверки способности контейнера выдерживать внешнее продольное сжатие или растяжение под воздействием динамических нагрузок при железнодорожных перевозках, вызываемых ускорением 2g.

6.5.2. Проведение испытания

Испытуемый контейнер должен иметь такую равномерно распределенную по площади пола нагрузку, чтобы его собственная масса и испытательная нагрузка вместе равнялись R. Контейнер с одного торца должен быть жестко закреплен в продольном направлении.

Контейнер устанавливают нижними угловыми фитингами на четыре горизонтальные опоры, расположенные на одном уровне: с одного торца - две подвижные опоры, с противоположного торца - две неподвижные опоры. Контейнер закрепляют на опорах через нижние отверстия нижних угловых фитингов (например, с помощью замков с поворотными головками, вводимыми в нижние отверстия нижних угловых фитингов).

Силу, равную 2Rg, прилагают горизонтально через нижние отверстия пары нижних угловых фитингов, установленных на подвижных опорах, сначала в направлении закрепленного торца (сжатие), а затем в обратном направлении (растяжение).

6.5.3. Требования

После завершения испытания не должно быть ни остаточных деформаций, ни других отклонений, которые делали бы контейнер непригодным к эксплуатации. Должны быть также соблюдены требования к размерам, определяющие пригодность контейнера к перегрузке, креплению и взаимозаменяемости.

6.6. Испытание № 5. Прочность торцевых стенок

6.6.1. Общие положения

Испытание проводят для проверки способности контейнера выдерживать воздействие внутренних сил от груза, возникающих при железнодорожных перевозках.

6.6.2. Проведение испытания

Если одна торцевая стенка сплошная, а другая с дверным проемом, испытанию подвергают оба торца контейнера. При симметричной конструкции контейнера испытывают только один торец. Контейнер, удерживаемый от продольного смещения нижними угловыми фитингами, подвергают воздействию внутренней силы, равной 0,4Pg. Внутреннюю нагрузку распределяют равномерно по испытуемой стенке, обеспечивая ее свободный прогиб.

6.6.3. Требования

После завершения испытания не должно быть ни остаточных деформаций, ни других отклонений, которые делали бы контейнер непригодным к эксплуатации. Должны быть также соблюдены требования к размерам, определяющие пригодность контейнера к перегрузке, креплению и взаимозаменяемости.

6.7. Испытание № 6. Прочность боковых стенок

6.7.1. Общие положения

Испытание проводят для проверки способности контейнера выдерживать воздействие внутренних сил от груза, возникающих при перевозке морским транспортом.

6.7.2. Проведение испытания

Испытанию подвергают каждую боковую стенку контейнера. При симметричной конструкции боковых стенок контейнера испытывают только одну из них. Каждую боковую стенку контейнера (включая стенку с дверным проемом) подвергают воздействию внутренней силы, равной 0,6Pg. При этом контейнер, закрепляя нижние угловые фитинги, удерживают от поперечного смещения.

Внутренняя испытательная сила должна быть равномерно распределена и приложена к каждой стенке в отдельности, обеспечивая свободный изгиб боковой стенки и ее продольных элементов.

Контейнеры с открытым верхом, оснащенные съемными дугами, испытывают с дугами, установленными на соответствующие места.

6.7.3. Требования

После завершения испытания не должно быть ни остаточных деформаций, ни других отклонений, которые делали бы контейнер непригодным к эксплуатации. Должны быть также соблюдены требования к размерам, определяющие пригодность контейнера к перегрузке, креплению и взаимозаменяемости.

6.8. Испытание № 7. Прочность крыши (при наличии)

6.8.1. Общие положения

Испытание проводят для проверки способности жесткой крыши контейнера (при наличии) выдерживать воздействие нагрузок, возникающих при нахождении на ней обслуживающего персонала.

6.8.2. Проведение испытания

Нагрузку, равную 3 кН, равномерно распределяют на площади размерами 600´300 мм, расположенной в самой слабой зоне жесткой крыши контейнера.

6.8.3. Требования

После завершения испытания не должно быть ни остаточных деформаций, ни других отклонений, которые делали бы контейнер непригодным к эксплуатации. Должны быть также соблюдены требования к размерам, определяющие способность контейнера к перегрузке, креплению и взаимозаменяемости.

6.9. Испытание № 8. Прочность пола и основания

6.9.1. Общие положения

Испытание проводят для проверки способности пола контейнера выдерживать воздействие сосредоточенной динамической нагрузки, возникающей при выполнении грузовых операций с использованием вилочных погрузчиков или аналогичных приспособлений внутри контейнера.

6.9.2. Проведение испытания

Испытание пола контейнера проводят с использованием испытательной техники (тележки), оборудованной эластичными массивными шинами, с нагрузкой 36,3 кН на каждое из двух колес тележки (или погрузчика). Необходимо, чтобы все точки контакта между каждым колесом и плоской поверхностью пола контейнера находились внутри прямоугольника размерами 185´100 мм (в направлении, параллельном оси вращения колеса), при этом контактная поверхность каждого из двух колес с полом должна быть не более 142 см2.

Номинальная ширина шины колеса должна составлять 180 мм, а номинальное расстояние между вертикальными осями колес - 760 мм. Испытательная техника (тележка, погрузчик) должна маневрировать по всей поверхности пола контейнера. Ширину испытательной тележки устанавливают в соответствии с номинальным расстоянием между осями колес тележки. Во время испытания контейнер устанавливают на четыре опоры, расположенные на одном уровне, по одной под каждым из четырех нижних угловых фитингов, при обеспечении свободного прогиба основания.

6.9.3. Требования

После завершения испытания не должно быть ни остаточных деформаций, ни других отклонений, которые делали бы контейнер непригодным к эксплуатации. Должны быть также соблюдены требования к размерам, определяющие пригодность контейнера к перегрузке, креплению и взаимозаменяемости.

6.10. Испытание № 9. Жесткость (поперечная)

6.10.1. Общие положения

Испытание проводят для проверки способности контейнера любого типа, за исключением контейнеров типов 1DD, 1D и 1DX, выдерживать воздействие возникающих при движении судна сил, вызывающих поперечный перекос конструкции контейнера.

6.10.2. Проведение испытания

Порожний контейнер устанавливают на четыре горизонтальные опоры, расположенные на одном уровне, по одной под каждым угловым фитингом, и для предотвращения поперечного и вертикального смещений его закрепляют анкерными устройствами (или иными приспособлениями) через нижние отверстия нижних угловых фитингов.

Закрепление контейнера для предотвращения его поперечного перемещения должно быть предусмотрено только в нижнем угловом фитинге, диагонально противоположном верхнему угловому фитингу, к которому прилагают силы, и находящемуся в плоскости той же торцевой стенки. При раздельном испытании двух торцевых стенок закрепление для предотвращения вертикальных перемещений осуществляют только в угловых фитингах испытуемой торцевой стенки.

Внешние силы, 150 кН каждая, прилагают в поперечном направлении раздельно или одновременно к каждому из верхних угловых фитингов одной боковой стенки контейнера параллельно как плоскости основания, так и плоскости торцевых стенок.

Силы прилагают сначала в направлении к верхним угловым фитингам, а затем - от них.

Если контейнер имеет идентичные торцевые стенки, необходимо испытывать только одну торцевую стенку. Там, где торцевая стенка не полностью симметрична ее собственной вертикальной оси, нагрузка к торцу должна быть приложена поочередно с каждой боковой стороны контейнера.

Допустимые значения перекоса при полной испытательной нагрузке приведены в 5.4.

6.10.3. Требования

После завершения испытания не должно быть ни остаточных деформаций, ни других отклонений, которые делали бы контейнер непригодным к эксплуатации. Должны быть также соблюдены требования к размерам, определяющие пригодность контейнера к перегрузке, креплению и взаимозаменяемости.

6.11. Испытание № 10. Жесткость (продольная)

6.11.1. Общие положения

Испытание проводят для проверки способности контейнера любого типа, за исключением контейнеров типов 1DD, 1D и 1DX, выдерживать воздействие сил, возникающих при движении судна и вызывающих перекос конструкции контейнера в продольном направлении.

6.11.2. Проведение испытания

Порожний контейнер устанавливают на четыре горизонтальные расположенные на одном уровне опоры, по одной под каждым угловым фитингом, и для предотвращения продольного и вертикального смещений его закрепляют анкерными устройствами (или иными приспособлениями) через нижние отверстия нижних угловых фитингов. Продольное закрепление осуществляют только в том нижнем угловом фитинге, который диагонально противоположен в плоскости боковой стенке и тому верхнему угловому фитингу, к которому прилагают силу.

Внешние силы, 75 кН каждая, прилагают раздельно или одновременно к каждому из верхних угловых фитингов одной торцевой стенки контейнера параллельно как плоскости основания, так и плоскостям боковых стенок.

Если контейнер имеет идентичные боковые стенки, то испытывают только одну боковую стенку. Если боковая стенка не полностью симметрична вертикальной оси, испытания проводят с обоих торцев. Допустимые значения перекосов при полной испытательной нагрузке приведены в 5.5.

6.11.3. Требования

После завершения испытания не должно быть ни остаточных деформаций, ни других отклонений, которые делали бы контейнер непригодным к эксплуатации. Должны быть также соблюдены требования к размерам, определяющие пригодность контейнера к перегрузке, креплению и взаимозаменяемости.

6.12. Испытание № 11. Подъем с использованием вилочных проемов (при наличии)

6.12.1. Общие положения

Испытанию следует подвергать контейнеры типов 1СС, 1С, 1DD или 1D, оснащенные одной парой вилочных проемов.

6.12.2. Проведение испытания

6.12.2.1. Нагрузку равномерно распределяют по полу контейнера, чтобы собственная масса контейнера и испытательная нагрузка вместе равнялись 1,6R. Контейнер должен опираться на две горизонтальные балки, каждая шириной 200 мм, входящие на (1828 ± 3) мм в вилочный проем считая от наружной поверхности боковой стенки контейнера; оси балок и вилочных проемов должны совпадать. Контейнер выдерживают в поднятом положении в течение 5 мин, а затем опускают на землю.

6.12.2.2. Контейнеры типа 1СС или 1С, оснащенные двумя парами вилочных проемов

Внешнюю пару вилочных проемов испытывают в соответствии с 6.12.2.1. Внутреннюю (дополнительную) пару вилочных проемов испытывают аналогично, но при уменьшенной до 0,625R действительной массе брутто контейнера и установке балок в проемы внутренней пары.

6.12.3. Требования

После завершения испытаний не должно быть ни остаточных деформаций, ни других отклонений, которые делали бы контейнер непригодным к эксплуатации. Должны быть также соблюдены требования к размерам, определяющие пригодность контейнера к перегрузке, креплению и взаимозаменяемости.

6.13. Испытание № 12. Подъем контейнера за подхватные устройства в основании

Данное испытание необязательное. Его проводят, если указанные устройства предусмотрены у контейнера по желанию заказчика.

6.13.1. Общие положения

Этому испытанию подвергают только те контейнеры, которые по требованию заказчика оборудованы подхватными устройствами (площадками) в основании контейнера, как это показано в приложении Е.

6.13.2. Проведение испытания

Массу испытательного груза равномерно распределяют по полу контейнера, чтобы действительная масса контейнера равнялась 1,25R. Контейнер устанавливают плоскими частями своих опорных площадок, имеющихся в подхватных устройствах [рисунки Е.2 и Е.3 (приложение Е)], на четыре подкладки размерами 32´254 мм, располагаемые в центре плоских частей (рисунок Е.4).

Контейнер выдерживают в поднятом положении 5 мин.

6.13.3. Требования

После завершения испытаний не должно быть остаточных деформаций или других отклонений, которые делали бы контейнер непригодным к эксплуатации. Должны быть соблюдены также требования к размерам, определяющие пригодность контейнера к перегрузке, креплению и взаимозаменяемости.

6.14. Испытание № 13. Водонепроницаемость

6.14.1. Проведение испытания

Струю воды из наконечника внутренним диаметром 12,5 мм направляют на все наружные швы и пазы контейнера под давлением около 100 кПа (соответствующим давлению 10 м вод. ст. на выходе из наконечника). Наконечник держат на расстоянии 1,5 м от испытуемого контейнера, а струю перемещают со скоростью 100 мм/с.

Допустимо проведение испытания с использованием нескольких наконечников при условии, что каждый шов или паз подвергают воздействию, не меньшему чем от струи, выходящей из одного наконечника.

6.14.2. Требования

По окончании испытания контейнер не должен иметь следов проникновения воды внутрь.

Приложение А
(обязательное)

Схематическое изображение мест приложения и значений сил
для проверки прочности и жесткости конструкций
контейнеров всех типов групповых кодов
GP, VN, UT
(за исключением особо обусловленных случаев)

Примечания

1. Силы, прилагаемые снаружи, которые показаны на рисунках А.1, а - А.22 (приведенных в таблице А.1) даны только для одной торцевой или одной боковой стенки. Внутренние нагрузки даны для всего контейнера.

2. Схемы настоящего приложения соответствуют испытаниям, описанным в 6.2 - 6.12.

3. Обозначения Р, R и Т - по 6.1.1.